Подавляющее большинство транспортных компаний (71%) не останавливали свою деятельность и продолжают работать в условиях войны. 29% бизнеса приостанавливали деятельность, но уже работают или находятся в процессе возобновления, свидетельствуют данные опроса, проведенного Европейской бизнес ассоциацией вместе с юридическими фирмами.
Свыше половины компаний (66%) понесли прямые убытки в результате боевых действий, из них 55% оценивают ущерб как значительный, 42% – как незначительный, еще 3% – считают восстановление невозможным.
Восстановить поврежденные мощности уже после завершения войны планируют 44% компаний, 24% хотят это сделать в ближайшее время. Еще 27% представителей бизнеса уже восстановились. И всего 5% не имеют таких планов.
Наибольшими вызовами военного положения компании назвали изменение логистики из-за блокады портов, уменьшение спроса и проблемы с энергоснабжением.
Большинство (79%) представителей транспортной отрасли считают необходимым развивать сеть стратегических универсальных транспортных хабов в западных регионах. Так, новая инфраструктура может выступать в качестве резерва мощностей и обеспечить оперативную переориентацию экспортных цепочек.
Одновременно 76% экспертов и предпринимателей согласны, что нужно инвестировать в проекты по развитию транспортной инфраструктуры (морские терминалы, ж/д транспорт) европейских стран-соседей за счет украинских средств. Это поможет обеспечить диверсификацию логистики.
Наиболее актуальными инвестиционными проектами считают такие:
- развитие автомобильных путепроводов, соединяющих Украину и европейские страны;
- строительство в Украине стратегических универсальных транспортных хабов в качестве резерва мощностей на случай повторения агрессии России;
- развитие европути (1435 мм) на территории Украины.
Для стабилизации рынка перевозок и логистики, по мнению бизнеса, Кабмин должен сфокусироваться на укреплении энергетической безопасности, стабильном выполнении “зернового соглашения” и расширении его действия на другие виды грузов, а также на строительстве и модернизации путей в направлении границы с ЕС.