Головна > Все новости > Учетная ставка НБУ – хотят снижать с 25% до 20%

Учетная ставка НБУ – хотят снижать с 25% до 20%

Вопреки внешней невозмутимости, за стенами Национального банка царит полная растерянность в отношении учетной ставки. Несколько раз хотели снизить ее до 20%, но Пышный опасается последствий

У многих членов Комитета по монетарной политике (КМП) Национального банка Украины (НБУ) есть понимание, что необходимо снижать учетную ставку с нынешних 25% до 20%, но опасения нового главы НБУ Андрея Пышного, что после такого решения что-то пойдет не так, тормозит такие инициативы. Об этом рассказал UBR.ua источник в Нацбанке.

По его словам, “монетарщики” НБУ пришли к выводу, что “переборщили” с учетной ставкой 25% уже к осени прошлого года, когда стало ясно, что монетарная трансмиссия по факту не работает.

“Со ставкой “накосячили”, это уже понимают многие, если не все. Ставку 25% продавил [экс-глава НБУ Кирилл] Шевченко, кто-то верил, что это правильно, кто-то – просто проголосовал, как от него хотели. Сейчас все понимают, что [замглавы НБУ Катерина] Рожкова была права”, – рассказал собеседник UBR.ua.

Речь идет о том, что на “историческом” КМП в июне 2022 года, как известно, первый заместитель главы НБУ Катерина Рожкова единственная из участников выступила за ставку 20%, мотивируя это тем, что угрозы, которые пытались “заливать” чрезвычайной ставкой в 25%, переоценены, а негативные последствия от нее для банков и экономики чреваты. Но при Шевченко пересмотр ставки в 25% был невозможен.

“Кеш (прозвище Кирилла Шевченко в Нацбанке – ред.) выстроил в НБУ такую систему, что, по сути, он один решал все. Все остальные – там, где требуется коллективное решение – просто голосовали за его мнение. Гнулись вместе с линией партии”, – рассказал второй источник в НБУ.

“Ломают комедию”

Ситуация переменилась после бегства Шевченко из страны, рассказывает наш собеседник. Монетарщики начали вести разговоры о мягком снижении ставки до уровней, приемлемых для правительства. Но новый глава НБУ Андрей Пышный проявил неуверенность.

“Пышный боится менять ставку. Он может выслушать доводы за снижение, но словно боится решения, все время откладывает”, – дал свою оценку собеседник UBR.ua.

По его словам, Пышный иррационально старается избегать сложных решений, которые могут нанести ему даже гипотетический вред.

“С Альфой так ничего и не сделали. Почему? А вдруг что-то пойдет не так. Это же все-таки очень сложный процесс, вспомните историю с Приватом, до сих вспоминают [экс-главу НБУ Валерию] Гонтареву и Рожкову. Так и со ставкой. Пышный боится ответственности. У главы такое иррациональное мнение, что за ставку 25% как бы отвечает Шевченко и те, кто за нее голосовал в июне, и если что пойдет не так, они за это и должны отвечать. А если НБУ сейчас снизит ставку до 20%, то это уже его, Пышного, ответственность. А вдруг что-то пойдет не так? Лучше пока пусть все остается, как есть, а там будет видно. Такая профдеформация как бывшего руководителя госбанка”, – объясняет собеседник.

Страх главы НБУ поставить подпись на потенциально “неправильном документе” фактически тормозит процесс. Источник отметил, что в условиях работающей “шевченковской вертикали” все стараются приспособиться к мнению главы НБУ и не настаивать.

“[Замглавы НБУ Сергей] Николайчук понимает, что надо снижать, [замглавы НБУ Юрий] Гелетий тоже. [Замглавы НБУ Ярославу] Матузке все равно, он хоть за 10%, хоть за 50% проголосует, как скажут. Директора департаментов молчат от греха подальше. Сегодня твое мнение не понравилось главе Нацбанка, а завтра тебя уволили или заставили написать заявление. Кому нужны проблемы, когда на твое место полно желающих из Ощада. 25% так 25%. Тем более, что Пышный как бы и не против снижения ставки. Но потом, потом. Поэтому все “ломают комедию” на каждом КМП, а на самом деле “разброд и шатание”, – рассказал собеседник в НБУ.

Рожкова

Как это ни странно, но Рожкова, которая изначально выступала за 20%, тоже не особо сражается за “свою” ставку, предпочитая также следовать в русле мнения главы НБУ, правда, по другим причинам – ей на данном этапе выгоден союз с Пышным.

“Рожкова сейчас перехватывает управление Нацбанком – то, чего она была лишена несколько лет, сейчас ей само упало в руки. К ней приходят, с ней советуются, решают, через нее договариваются и в НБУ, и банкиры, в ней видят “фактор стабильности” НБУ все, не только те, кто входит в ее блок”, – рассказали нам.

На вопрос о том, что чистки в Нацбанке были всегда, собеседник согласился, что были чистки, но брали людей с рынка, а чтобы было такое массовое “нашествие” руководителей из одного банка – Ощадбанка – такого давно не было. “Это раздражает. На этом возрастает влияние Рожковой. Все, не только надзор, прекрасно знают, какой Ощадбанк “тормоз”, все работники НБУ – клиенты Ощада, у многих были скандалы з Ощадом в обслуживании”, – ответил источник в НБУ.

На вопрос о том, могут ли эти трения сотрудников НБУ с ощадовцами вылиться в конфликт Рожковой с Пышным подобному тому, какой случился в свое время у нее с Шевченко, он ответил, что на данный момент отношения между главой НБУ и зампредом безоблачные.

“Отношения у них сейчас прекрасные. Пышному выгодна Рожкова. Она “рулит”, решает, разбирается, берет на себя всю основную работу, а он пиарится на Power Banking,  зная, что все работает, отвечают профессионалы, а ему отвечать за это не придется. У них идиллия полная. Не знаю, что должно произойти, чтобы случился конфликт”, – ответил источник в НБУ.

Напомним, по мнению Минэкономики высокая учетная ставка НБУ в 25% негативно влияет на восстановление энергосектора.