Головна > Все новости > Скандал в Мотор Сич – компания экспортировала авиадвигатели после 24 февраля

Скандал в Мотор Сич – компания экспортировала авиадвигатели после 24 февраля

После начала полномасштабной войны разрешения на экспорт авиадвигателей выдавались в исключительных случаях. Госэкспортконтроль проводит проверку, осуществляла ли “Мотор Сич” несанкционированные поставки двигателей

После начала полномасштабной войны Государственная служба по экспортному контролю выдала “Мотор Сичи” два разрешения на экспорт авиационных двигателей, но ни одно из них не касалось Казахстана, Кыргызстана или Хорватии. Об этом сказано в ответе ведомства на запрос UBR.ua.

“Разрешения на экспорт каких-либо авиадвигателей в Хорватию, Казахстан или Кыргызстан в этот период (с 24 февраля 2022 года – прим. ред.) АО “Мотор Сич” не выдавались”, – констатируется в ответе за подписью главы Госэкспортконтроля Александра Павличенко.

Напомним, Казахстан, Кыргызстан и Хорватия фигурировали в опубликованных СБУ телефонных разговорах, как утверждается, подозреваемого в пособничестве государству-агрессору президента запорожского предприятия Вячеслава Богуслаева с представителями российской оборонной промышленности.

Эти страны упоминались в качестве возможных обходных маршрутов для поставок авиадвигателей в РФ. В Службе безопасности датировали разговоры весной 2022 года. На одной из аудиозаписей голос, по утверждению СБУ принадлежащий Богуслаеву, признается, что десятками пересылает агрегаты для боевых вертолетов в РФ.

В Госэкспортконтроле отметили, что летом этого года выдали “Мотор Сичи” “разрешение на экспорт одного двигателя для нужд министерства обороны одного из государств, которое является эксплуатантом соответствующей авиационной техники”. Также летом ведомство выдало запорожскому предприятию разрешение на экспорт двигателей не для вертолетов, а для других летательных аппаратов, в одну из стран-членов НАТО.

Указанные разрешения, подчеркнули в Госэкспортконтроле, выдавались исходя из особенностей международных передач контролируемых товаров в период военного положения, определенных Межведомственной комиссией по политике военно-технического сотрудничества и экспортного контроля при СНБО. Этими особенностями, внесенными по предложению Госэкспортконтроля, были определены наиболее рисковые направления экспорта, условия, при которых он может осуществляться, а также были усилены требования к гарантийным документам.

“С начала широкомасштабной агрессии против Украины выдача разрешений на экспорт контролируемых товаров за пределы Украины осуществлялась только в исключительных случаях при отсутствии потребности в том или ином товаре для национальной обороны, что установленным порядком согласовывалось в каждом конкретном случае. Среди исключений были разрешения на возврат заграничным собственникам отремонтированной техники, а также по большей части на экспорт странам-партнерам определенных товаров, которые не являются летальным оружием, вооружениями или военной техникой”, – объясняется в ответе на запрос  Госэкспортконтроля.

При этом в ведомстве отметили, что после публикации в СМИ данных о возможных несанкционированных поставках “Мотор Сичью” авиадвигателей собственного производства в другие страны начали проверку этой информации во взаимодействии с правоохранительными органами. Там подчеркнули, что в соответствии с законодательством экспортер несет ответственность за осуществление международной передачи, если он знал, что товар будет использован в других целях или другим конечным потребителем, чем указано в разрешении.

В Госэкспортконтроле также обратили внимание, что до войны неоднократно фиксировали нарушения “Мотор Сичи” в сфере экспортного контроля и налагали на предприятие штрафные санкции, которые затем отменялись в судебном порядке.