Головна > Все новости > Потери аграрного сектора из-за проблем с логистикой могут достичь $10 млрд

Потери аграрного сектора из-за проблем с логистикой могут достичь $10 млрд

Эксперты считают, что сейчас необходимы новые перевалочные комплексы и терминалы на западе страны, а также дополнительный транспортный коридор из Польши и Литвы

Украинский аграрный сектор в 2022 году на фоне полномасштабной войны с Россией может потерять $9,3-9,8 млрд из-за новых проблем с логистикой. Соответствующее исследование опубликовал Национальный научный центр “Институт аграрной экономики”.

Такие потери почти эквиваленты суммарной прибыли аграрных предприятий, полученной в 2020-2021 годах.

В частности, потери только от блокирования морских портов и изменений логистики экспортных перевозок могут составить от $7,5 до $8 млрд, от стоимости непроданного прошлогоднего зерна – $0,5 млрд, а от уничтоженных или захваченных складских помещений – $1,3 млрд.

По словам заведующего отделом инвестиционного и материально-технического обеспечения института Александра Захарчука, насущной задачей сегодняшней агрологистики является оптимальное формирование и эффективное управление потоками сфер снабжения.

Как отметили в институте, с начала войны сеть железных дорог потеряла дополнительно еще 15% своей эксплуатационной сети от общей, кроме утраченной в Крыму и на Донбассе. Кроме того, в марте практически все экспортные объемы зерна развернулись в сторону западных и юго-западных границ, и произошел транспортный коллапс.

Однако после запуска “зернового коридора” железная дорога начала стремительно возвращать себе довоенную производительность. В сентябре было экспортировано 2,7 млн т зерна, в том числе через западные пограничные переходы – более 800 тыс. т. В октябре железная дорога увеличила этот показатель до 3,6 млн т. По прогнозным оценкам специалистов, продление “зерновой инициативы” увеличит перевозки до прошлогоднего уровня в 4,1 млн т.

В то же время сейчас для сельского хозяйства наиболее остро стоит проблема тарифов на перевозку урожая и стоимости его хранения.

Только в январе-феврале тарифы на перевозку зерновых грузов выросли на 15-20% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, а к концу июня – повысились еще на 70%, что привело к дополнительным расходам аграриев в $120 млн в год. Всего с начала блокады портов стоимость логистики в структуре экспорта выросла в 5-7 раз и достигла показателя $180 на 1 тонну зерна. При таких тарифах на логистику аграрии вынуждены продавать товар уже ниже себестоимости. По средним расчетам, стоимость 1 т пшеницы в поле вынужденно снизилась до 100-120 $/т при себестоимости производства не менее 120-150 $/т.

Эксперт указал на риск значительных потерь из-за отсутствия соответствующих условий для хранения урожая, а кроме того, существует угроза дефицита элеваторных мощностей объемом не менее 15-20 млн т.

“Необходимо в дальнейшем развивать аграрную логистику через строительство новых перевалочных комплексов и трансграничных терминалов на западе Украины, строительство нового транспортного коридора в порты Польши и Литвы на базе широкого железнодорожного пути, развивать речной экспорт агропродукции”, – отметил Захарчук.

Он также добавил, что государство должно оказать поддержку аграрному сектору в условиях неполной работы портов.

Напомним, по оценке МинАПК в сентябре, из-за войны украинский аграрный сектор получил убытков, для покрытия которых потребуется больше $30 млрд.