Платежный баланс Украины в марте текущего года свели с самым большим профицитом с начала полномасштабной войны с Россией, который составил $3,4 млрд, а за I квартал – $3,89 млрд. Об этом сообщил глава финансового комитета Верховной Рады Данил Гетманцев.
Так, в марте положительное сальдо счета текущих операций составило $0,43 млрд благодаря полученным грантам и уменьшению дефицита внешней торговли. Однако, по итогам I квартала сальдо осталось дефицитным (“минус” $0,8 млрд).
В марте внешнеторговый дефицит сократился до $2,56 млрд, а дефицит по услугам вообще был наименьшим с начала войны – “минус” $0,75 млрд, что связано прежде всего с уменьшением расходов внешних мигрантов за границей.
По итогам I квартала дефицит внешней торговли товарами и услугами составил $9,33 млрд. При этом он в значительной степени продолжает компенсироваться устойчивыми поступлениями от частных трансфертов в Украину, от оплаты труда украинцев нерезидентами, поступлениями грантовой, гуманитарной и другой международной безвозвратной помощи. Положительное сальдо первичных и вторичных доходов за три месяца составило $8,53 млрд.
“Впрочем, из-за продолжения войны риски для платежного баланса остаются значительными. Внешнеторговый дефицит может увеличиться в случае сложностей с переориентацией заблокированной продукции в ЕС на другие рынки, а также на фоне очередной неопределенности продления “зернового коридора”, – рассказал Гетманцев.
Он подчеркнул, что в таких условиях ритмичное и прогнозируемое поступление международной помощи будет оставаться весомым фактором поддержки платежного баланса.
По мнению нардепа, стабилизация платежного баланса в более отдаленной перспективе возможна только при условии значительного наращивания прямых иностранных инвестиций в послевоенное восстановление и на пути вступления в Европейский союз, возвращения внешних мигрантов, расширения производства и экспорта средне- и высокотехнологичной продукции.
Напомним, по оценке Гетманцева, год войны с Россией оказал негативное влияние на платежный баланс Украины, значительно усилив торговый дефицит и ограничив привлечение капитала частным сектором.