Решение Кабмина об отмене государственного регулирования ценообразования на топливо не способно решить проблему дефицита топлива в Украине. Об этом написал директор Консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн в Facebook.
“По понятным причинам правительство не хочет называть вещи своими именами, но тяжелое решение об отмене госрегулирования (даже временное, на два месяца) преследует цель сбить спрос. Прямой и спекулятивный. Расчет на очереди себя не оправдал, потому перешли к следующему шагу”, – отметил он.
Главная причина дефицита горючего в Украине – это отсутствие достаточной поставки. По его мнению, ускорить заполнение рынка можно путем ограничения потребления.
На текущую ситуацию оказало влияние разделения рынка топлива пополам, когда одни компании придерживаются предельных цен, а другие – нет.
“Расстояние – 20 грн на литре. Это спровоцировало логический переток горючего из первого сегмента во второй, способствуя удлинению очередей”, – отметил он.
Также, по словам Куюна, на ситуации сказывается отсутствие регулирования оптовых поставок, направляющихся в спекулятивный сегмент рынка, где литр топлива продается за 27 грн, а не за 7 грн.
Еще одним фактором роста спроса является возможность заработать на разнице цен. В таких условиях “граждане быстро стали трейдерами, весь OLX продает талоны на горючее”.
Чтобы исправить ситуацию, необходимо:
- объяснить населению, что проблемы с горючим никуда не денутся;
- возвратить акцизы: высокая цена за счет налогов, которые пойдут на нужды армии, будет гораздо понятнее для покупателей;
- продолжение работы над развитием транспортных коридоров и поиск новых партнеров;
- правдивая информация от властей для населения.
Ранее первая вице-премьер-министр – министр экономики Юлия Свириденко сообщила, что по итогам переговоров с представителями топливного бизнеса была достигнута договоренность о временном прекращении регулирования цен со стороны государства, пока ситуация на рынке не стабилизируется.