В течение марта-августа число предложений продажи готового бизнеса выросло в пять раз, если сравнивать с 2020 годом. Также наблюдался спрос на такие объявления, особенно – в сфере общественного питания. Об этом свидетельствует аналитика OLX.
По итогам последних шести месяцев в разделе “Бизнес и услуги” преимущественно были представлены такие предложения:
- магазины – 7124 объявления;
- кофейни – 3739 объявлений;
- сайты – 2168 объявлений;
- кафе – 1268 объявлений;
- франшизы – 1237 объявлений.
Так, сразу после начала войны, в марте, украинцы активно продавали магазины и сайты, в мае-июне – кафе и франшизы (право на определенный вид предпринимательства), а в августе – кафе. Меньше всего было объявлений по продаже зоомагазинов и цветочного бизнеса.
К примеру, в пандемические 2020-2021 гг. предложения были схожими. Владельцы продавали кофейни, интернет-магазины, Instagram-страницы и франшизы.
Что касается спроса, то с начала войны запрос отличался от предложений на рынке. Так, быстро находили покупателей кафе и бары (по 13 отзывов на 1 объявление). Также украинцы интересовались фургонами, оборудованными для приготовления уличной еды – фудтраками (12 отзывов на 1 объявление). Такой же интерес был к покупке YouTube-каналов.
Если рассматривать территориально, то больше всего предложений по продаже зафиксировано в Киевской области – почти 54 тыс. объявлений с марта по август. На втором месте оказались Днепропетровская и Одесская области с 17,5 и 13,7 тыс. предложений соответственно.
Одновременно обзавестись новым бизнесом были готовы жители Черкасской, Киевской и Черниговской областей – в среднем по 5 отзывов на 1 объявление. Чуть меньший спрос был в Кировоградской и Ивано-Франковской областях – по 4 отзыва.
Напомним, на сегодняшний день зарегистрировано 1846 заявок от бизнеса на перемещение из опасных регионов. 745 из них уже перевезли на безопасную территорию и 558 – возобновили работу.